Музыкальное образование
Много нового принесли 20-е годы ив области музыкального образования. В различных республиках и городах Советского Союза открывались новые консерватории, музыкальные техникумы (училища) и школы. Происходила реорганизация музыкального образования во всех его звеньях с целью приближения к запросам жизни. Огромная работа проводилась музыкальным отделом Наркомпроса (МУЗО) по пересмотру старых и созданию новых учебных планов, программ музыкальных школ и техникумов. В ней активно участвовали Елена Фабианов-на и Евгения Фабиановна Гнесины. В консерваториях были расширены оркестровый факультет, созданы хоровой, педагогический факультеты, музыкально-научно-исследовательное отделение. Активную роль в этой перестройке системы вузов, учебных программ, методов преподавания сыграли видные музыкальные деятели: Н. Брюсова, Б. Асафьев, Б. Яворский, М. Гнесин, Л. Николаев, А. Веприк, В. Щербачев, Ю. Тюлин, X. Кушнарев и другие.
В учебные заведения приходила талантливая молодежь из народа, выдвинутая музыкальной самодеятельностью. Она получала ту щедрую материальную и моральную поддержку государства, какая стала возможной лишь при советском строе. В эти годы формировалось мастерство талантливых артистов — воспитанников советской музыкальной школы: пианиста В. Софроницкого, дирижеров Е. Мравинского, Н. Рахлина, певцов И. Козловского, С. Лемешева, Н. Ханаева, К. Держинской, М. Максаковой, А. Пи-рогова. С огромным успехом пели В. Барсова, Н. Обухова. Молодые советские исполнители Г. Гинзбург, Л. Оборин и несколько позднее, в 30-е годы, Э. Гилельс, Я. Флиер, Д. Ойстрах одержали первые знаменательные победы на международных конкурсах.