Фестиваль имени Александра Кошица
Украинские песни живут в России, они звучат в Карелии и у Черного моря, над бескрайними просторами тундры и сопками Камчатки, в предгорьях Урала — в Башкортостане и в Татарстане, над великой русской рекой Волгой...
В октябре 2000 года в Москве состоялся 2-й Всероссийский фестиваль - конкурс имени Александра Кошица украинских хоровых коллективов. Его учредителями стали Министерство культуры России и 0бщественных и межрегиональных связей. Всероссийское музыкальное общество, Общество любителей украинской музыки.
В состав оргкомитета вошли председатель Правления Всероссийского музыкального общества народный артист СССР, лауреат Государственной премии России им. Глинки, профессор Николай Кутузов и первый заместитель ВМО — Алексей Новиков. От Объединения украинцев России — председатель Александр Руденко - Десняк и ответственный секретарь Алексей Григорович. Общество любителей украинской музыки представляли директор ОЛУМ Елена Рязанцева, а также заведующая творческим отделом Правления ВМО заслуженный работник культуры Украины, вице-президент ОЛУМ Виктория Скопенко.
Главный художник фестиваля, член Союза художников России Вадим Константинов, заместитель генерального директора Культурного центра Украины в Москве Юрий Василенко и заместитель директора ДК им. Зуева Сергей Гуз — все они способствовали организации настоящего праздника украинской песни в Москве.
В первый же день фестиваля она была вплетена в «Веночек дружбы», которым гостеприимная многонациональная Москва встретила гостей из одиннадцати городов России. В одном из красивейших залов столицы — ДК им. Зуева - звучали украинские и латышские песни, лилась многоголосая грузинская мелодия, перекликаясь с русской казачьей песней и ласковой чувашской. В вечере приняли участие хор латышского общества «Талива» (художественный руководитель Тамара Се-мичева). мужской вокальный фольклорный ансамбль грузинского землячества (художественный руководитель Реваз Чиринашвили). хор чувашского Общества Москвы «Туслах» (художественный руководитель Валерьян Волков), хор русской песни «Терлецкая дубрава» ДК Перово г. Москвы (художественный руководитель Александра Малеева).
В исполнении Виктории Скопенко прозвучала песня о Москве «Небесные колоколз» композитора Беллы Ли-хановой на слова Ольги Леешиной. В вечере приняла участие и молодая исполнительница Ольга Карпенко.
Яркие костюмы, звучные мелодии, улыбки на лицах..
На открытие фестиваля в Культурном центре Украины на Арбате приехал Киевский муниципальный камерный хор «Крещатик» под руководством Ларисы Бухонс-кой. С приветствием к участникам фестиваля выступил Чрезвычайный и Полномочный посол Украины в РФ Н.П.Белоблоцкий.
Над сценой — портрет Александра Кошица.
Кто же он такой и почему именно в Москве уже во второй раз проходит Всероссийский фестиваль-конкурс украинских коллективов его имени?
Один из потомков А. Кошица Георгий Николаевич Порэй прислал письмо, в котором сообщил, что первое упоминание в летописи о древнейшем роде потомственных дворян Киевской губернии Кошицов относит* ся к 926 году.
Александр Антонович Кошиц родился 125 лет тому назад в семье сельского священника в Украине и навсегда сохранил в своем сердце привязанность к самобытному украинскому музыкальному фольклору.
Хормейстер, композитор, этнограф, он на протяжении всей жизни был увлечен народной песней и считал главным своим делом сохранение хоровой культуры и развитие песенного искусства и родного языка Украины.
Созданная А. Кошицем и И. Стеценко хоровая капелла отличалась красотой и богатством голосов, особенно басов. Слушателей европейских стран и Америки покорили глубокие и мощные песенные образы, красота звучащих мелодий. Это было одно из открытий подлинной украинской культуры, особенностей национального мышления в искусстве.
А.Кошиц многие годы прожил в Канаде и США, неутомимо записывая украинские мелодии в эмигрантской среде, продолжая активную дирижерско-хоровую деятельность. Он остался выдающимся деятелем национальной музыкальной культуры, чьи уроки не потеряли своей актуальности по сию пору.
Многие дети Украины разбросаны по разным континентам, живут в разных странах и разных уголках необъятной многонациональной России. Родина предков осталась в их сердце материнской песней и словом. И сохранить их можно, только собравшись всем вместе и запеть... Наверное, так и возникают украинские народные хоры, капеллы, ансамбли. Наверное, поэтому привлекаю! они многочисленных зрителей, независимо от их национальности, чтобы заслушаться напевностью речи, засмотреться на яркие краски костюмов и расцвести в улыбке от юмора и самобытности украинцев — где бы они не жили. И что же удивительного в том. что в Воронежской области, граничащей с украинской землей или в златоглавой Москве любят петь украинские песни?
А какие названия у хоровых украинских коллективов: «ПромЫь» — луч, который сияет на волжском берегу в Самаре... «Вербиченька» прописалась в Нижнекамске, а Татарии. Вдохновенные хористы украинского землячества из Тольятти — «Дниро». Из чистого колодца народного наследия черпают свои песни хористы коллектива «Чиста криниця» национально-культурной автономии украинцев Тюмени. А вокальный ансамбль «Смерека» словно протягивает пушистые ветви ели над суровой тундрой.
Во время конкурсных прослушиваний участникам вместе со зрителем аплодировали (вопреки правилам) члены жюри, которое возглавил заслуженный деятель искусств России, профессор Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского Борис Ляшко. В составе жюри были солистка Большого театра, заслуженная артистка России Галина Черноба и заведующая отделением народного хора Государственного музыкального училища им. Гнесиных, заслуженный работник культуры России Ирина Серебрянная, советник отдела общероссийских и международных программ Департамента государственной поддержки искусств и развития народного творчества Министерства культуры РФ Владимир Еременко.
Строгие условия конкурса ограничили возможности показа всего богатства программ, созданных участниками фестиваля за годы своего творческого становления. Но даже несколько обязательных номеров поставили в трудное положение членов жюри — в трех номинациях: академические хоры, народные хоры и ансамбли — нелегко было распределять призовые места. Лауреатами фестиваля стали и были награждены дипломами I степени Академический хор «Осанна» города Пушкино Московской области (художественный руководитель Заслуженный работник культуры РФ профессор Тамара Закутская). Среди народных хоров — хор Центра традиционной культуры города Калач Воронежской области (художественный руководитель Сергей Бондарев), среди ансамблей — Ансамбль русской песни города Можайска Московской области «Сударушка» (художественный руководитель Николай Черкасов).
Участников фестиваля в гот же день ждали зрители Подмосковья в Можайске, Троице и Жуковском, которые были покорены не только ярким исполнением богатейшего украинского фольклора, но и щедростью исполнителей — пели они от души сверх программы. А из зала на сцену передавали записки с просьбой исполнить любимые украинские народные песни, и зал подпевал вместе с хористами...
Фестиваль украинских хоровых коллективов России дал возможность познакомиться и услышать друг друга людям, живущим едали от родной земли, познакомиться с новым обликом столицы, получить мастер-классы у высоких профессионалов Москвы, которые занимаются народным творчеством.
В Академии повышения квалификации работников образования Минобразования Российской Федерации они получили консультации по народному вокалу у председателя Фольклорного клуба Правления ВМО Анны Гречиной и по народному танцу — у преподавателя Московского государственного университета культуры и искусств Татьяны Гвоздевой.
Закрытие фестиваля состоялось в концертном зале Российской Академии музыки имени Гнесиных. Концерт участников открыл сводный хор, которым дирижировала Лариса Бухонская. художественный руководитель камерного хора «Крещатик». Программу вел вице-президент Общества любителей украинской музыки, один из организаторов Украинского музыкального салона в Москве Владимир Праслов.
Участникам фестиваля вручили дипломы и призы — изделия в стиле традиционной украинской керамики и памятную медаль в форме белой мальвы — символа рода Кошица, внутри которой нота. Нота, которая дает, подобно роднику, начало большому украинскому песенному празднику.
«Прими же мои песни — как малый дар великой и верной любви» — с этой мыслью творил Александр Ко-шиц, оторванный от родной земли. И поблагодарим тех. кто бережно хранит в России мелодии и язык отцов и дедов.
Вера Федорченко, кинорежиссёр, Украинское Обозрение.
Посмотрите фильм"ЩЕДРИК ПРОТИВ РУССКОГО МИРА"